Обзоры, статьи, публикации

Реформа аккредитации: прошлое, настоящее, будущее
26.02.2013




Реформа аккредитации: прошлое, настоящее, будущее

Логотип Росаккредитации
Итоги 2012.

Необходимость реформирования отечественной системы аккредитации в сфере обязательного подтверждения соответствия обусловлена накопившимися к началу 2011 г. негативными явлениями:

  • - наличие многочисленных систем аккредитации;
  • - нечеткий регламент процедуры аккредитации;
  • - неопределенность критериев аккредитации;
  • - отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность аккредитующих организаций.

Все это привело в частности, к образованию большого количества недобросовестных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также проявлению субъективизма при принятии решений об аккредитации.

Началу реформы положил Указ Президента РФ от 24.01.2011 г. № 86 "О единой национальной системе аккредитации". Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845 была создана Федеральная служба по аккредитации, которая заработала в полную силу с конца 2011 г.

Одним из важнейших документов, стало постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 602 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации". Документом были введены:

  • - новые правила аккредитации для повышения прозрачности оказания государственной услуги;
  • - новые критерии аккредитации, которые призваны поднять работу органов по сертификации и испытательных лабораторий на более высокий уровень, приблизив его к требованиям международных стандартов;
  • - процедура государственной аттестации экспертов по аккредитации, направленная на повышение их компетентности и персональной ответственности за результаты работы;
  • - новые правила работы с экспертами, позволяющие ввести объективные критерии оценки в работу экспертов и установить точные сроки их работы.

К концу 2012 г. подготовлена методика определения стоимости услуг по экспертизе, предусматривающая ограничение максимальной прибыли экспертных организаций на уровне 20%.
Подписаны соглашения об информационном обмене с Таможенной службой РФ, Роспотребнадзором и другими органами исполнительной власти.

Работу Росаккредитации в 2012 г. можно проиллюстрировать следующим образом:

  • - по 3290 рассмотренным делам по аккредитации, только по 78,4 % принято положительное решение;
  • - по результатам инспекционного контроля в более чем 2000 организациях прекращено действие более 500 аттестатов аккредитации;
  • - выпущены предписания об отмене более 4300 сертификатов.

Анализ этих данных позволяет говорить не только о серьезном ужесточении требований к заявителям на аккредитацию и аккредитованным организациям, но и серьезном улучшении качества работы самой Росаккредитации, направленном на неукоснительное соблюдение требований нормативных документов в процессе аккредитации и инспекционного контроля.

 

Критерии аккредитации

Наиболее существенные изменения коснулись критериев аккредитации. Старый порядок и критерии аккредитации определялись постановлением Правительства РФ от 24.09.2009 г. № 163 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия". 
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 602 и последующим приказом Минэкономразвития России от 16.10.2012 г. № 682 "Об утверждении критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним" были введены новые критерии аккредитации.
Если раньше предусматривалось лишь 5 критериев аккредитации для органов по сертификации и 6 – для испытательных лабораторий, то в новом документе перечень расширен до 65 и 94 соответственно.

 

Требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям предусматривают наличие: 

  • - СМК, и соблюдение в деятельности организации следующих основных требований, установленных в руководстве по качеству, в т.ч. наличие:

1. установленной области применения СМК;
2. заявления о политике в области качества;
3. требований к внутренней организации деятельности органа по сертификации и испытательной лаборатории;
4. системы обеспечения независимости и беспристрастности при осуществлении деятельности;
5. политики и процедур выявления потребности в дополнительной профессиональной подготовке и обучении работников лаборатории
6. правил обеспечения конфиденциальности информации;
7. системы управления документацией;
8. требований к субподрядным организациям;
9. правил использования испытательного оборудования и средств измерений;
10. правил выполнения работ по сертификации и испытаниям;
11. механизма внутреннего контроля соблюдения требований СМК;
12. правил управления качеством результатов испытаний и измерений;
13. правил осуществления корректирующих мероприятий;
14. правил отбора образцов для испытаний и измерений;
15. правил обращения с объектами испытаний и измерений. 

  • - нормативной документации, устанавливающей требования к сертификации/проведению испытаний;
  • - по основному месту работы не менее трех работников, имеющих необходимое образование по профилю, соответствующему области аккредитации, стаж работы по оценке соответствия в соответствующей области – не менее трех лет, обеспечив их компетентность и наличие необходимых навыков выполнения работ;
  • - помещений, оборудования, технических средств (для испытательных лабораторий – испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов) и иных материальных ресурсов по месту осуществления деятельности;
  • - сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащего информацию о деятельности органа по сертификации (в соответствии с требованиями СМК;
  • - свидетельств о поверке и (или) сертификатов калибровки средств измерений испытательной лаборатории.
  •  

Требования к экспертам по аккредитации

Существенно повышены требования к экспертам по аккредитации. Так, за руководителями экспертных групп (экспертами по аккредитации) закреплены следующие обязанности:

  • - организация работы по проверке соответствия заявителя критериям аккредитации;
  • - экспертиза соответствия критериям аккредитации;
  • - утверждение экспертного заключения;
  • - утверждение акта по результатам выездной экспертизы соответствия заявителя.
  •  

За техническими экспертами:

  • - выполнение работ, необходимых для экспертизы соответствия заявителей критериям аккредитации в определенной области аккредитации в составе экспертной группы.

Обязанности экспертных организаций определены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 352 и включают описание услуги по проверке соответствия заявителя критериям аккредитации (заключение договора, логистика).

 

Аккредитация в Мосстройсертификации

Знак соответствия Системы "Мосстройсертификация"

В ОАО «Мосстройсертификация» за 17 лет накоплен огромный положительный опыт, позволяющий поддерживать высокий уровень компетентности участников Системы «Мосстройсертификация» и степени доверия к результатам их деятельности по сертификации у всех потребителей строительной продукции и услуг в Российской Федерации.

В настоящее время в ОАО «Мосстройсертификация» аккредитовано 60 органов по сертификации и 33 испытательных лабораторий (центров), действующих в составе ведущих федеральных и московских научно-исследовательских, конструкторско-технологических, экспертных организаций и учреждений высшего профессионального образования.

Процедура аккредитации в ОАО "Мосстройсертификация" базируется на тех же основных принципах, что и в Росаккредитации. Заявитель должен иметь работающую систему менеджмента качества, удовлетворяющую требованиям, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 16.10.2012 г. № 682 "Об утверждении критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним". Работу проводят эксперты, обладающие высокой квалификацией и уникальным опытом работы, что позволяет им выступать в роли независимых консультантов при подготовке организаций к аккредитации в других системах сертификации, в т.ч. и Росаккредитации. 

По материалам журнала "Методы оценки соответствия". № 2-2013 (с.5-7).

Собственник: Правительство Москвы

Адрес: 105118, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вольная, дом 13 (схема проезда)

Секретариат: тел/факс 8 (499) 785-38-71; 8 (499) 785-38-72
E-mail: mss.ru@mail.ru

Cертификация: тел/факс 8 (499) 785-38-71; 8 (499) 785-38-72
E-mail: mss.ru@mail.ru

Аккредитация:  тел/факс 8 (499) 785-38-71; 8 (499) 785-38-72
E-mail: mss.ru@mail.ru

Испытания:  тел/факс 8 (499) 785-38-71; 8 (499) 785-38-72
E-mail: mss.ru@mail.ru

Яндекс цитирования  Яндекс.Метрика